В этой статье мы постараемся ответить на вопрос о применении положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
В соответствии с указаниями статьи 209 главы 33 раздела Х части третьей ТК РФ, «условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника».
В соответствии с указаниями части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона №421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона №421-ФЗ виды и достигнутые размеры гарантий, предоставляемых работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные и (или) опасные условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда (в том числе внеплановой СОУТ по основаниям статьи 17 главы 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»), при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Исходя из изложенного, можно сделать следующий вывод: при установлении на рабочих местах по итогам СОУТ класса условий труда, аналогичного установленному на этих же рабочих местах по итогам АРМ, условия труда не изменяются и, следовательно, номенклатура и размер предоставляемых работникам гарантий также не должны пересматриваться по сравнению с установленными по итогам аттестации.
Данная точка зрения изложена в «Типовых вопросах и ответах по специальной оценке условий труда» (Разъяснение Минтруда РФ от 28.10.2014 г.), и в настоящее время, по нашей информации, принимается органами государственного контроля и надзора в области охраны труда в качестве официальной позиции Минтруда РФ.
Стоит сказать, что формулировки части 3 статьи 15 Федерального закона №421-ФЗ не вполне однозначны и предполагают возможность различных истолкований словосочетания «улучшение условий труда», почему существует и иная точка зрения, отличная от приведённой выше позиции Минтруда РФ. Эта вторая точка зрения понимает под «улучшением условий труда» только изменение наименования итогового класса условий труда.
В соответствии с указаниями Приложений 1–22 к «Методике проведения специальной оценки условий труда», утверждённой Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. №24н, условия труда, установленные по итогам СОУТ, могут быть:
- оптимальными (класс условий труда 1);
- допустимыми (класс условий труда 2);
- вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4);
- опасными (класс условий труда 4).
Таким образом, при реализации рассматриваемого подхода к исполнению указаний части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», «улучшение условий труда» означает переход условий труда из «опасных» во «вредные» либо из «вредных» в «допустимые».
К сожалению, по состоянию на декабрь 2017 года статус вопроса остается открытым для трактовки. Нам неизвестно о наличии судебной либо иной правоприменительной практики, исчерпывающе истолковывающей вопрос о правомерности использования одной из двух изложенных точек зрения. Полагаем, что в сложившейся ситуации целесообразно использовать указания и разъяснения, предложенные Минтрудом РФ в ранее упоминавшихся «Типовых вопросах и ответах по специальной оценке условий труда» (Разъяснение Минтруда РФ от 28.10.2014 г.).
В завершение обратим внимание на еще один пункт. При составлении Карты спецоценки в строке 040 (графа «Фактическое наличие») указываются фактически предоставляемые работникам, занятым на данных рабочих местах, гарантии, установленные им за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, подтверждённых ранее проведёнными аттестацией рабочих мест либо специальной оценкой условий труда на этих рабочих местах. Гарантии работникам, предоставляемые работодателем по иным основаниям, в графе «Фактическое наличие» строки 040 Карты специальной оценки условий труда не указываются.
Есть что добавить?
В 2011 году, действительно, вне зависимости от степени вредности всегда устанавливался дополнительный отпуск – было другое законодательство .
Теперь же за КУТ 3.1 дополнительный отпуск не предоставляется.
Однако, в соответствии с требования ст. 15 421-ФЗ в отношении конкретного работника, у которого ранее эта гарантия была, она же и сохраняется.
Но новый сотрудник, который придет на данное РМ уже не будет иметь право на дополнительный отпуск.
И ещё, подскажите, в 2021 году и далее, чтоб получить полные дни отпуска за вредность, нужно фактически отработать не менее 11 месяцев, но как это сделать, если отпуск минимум 28 дней в году + вредность 7 дней = 35 дней, то есть получается, фактически отработать во вредных условия труда полные 11 месяцев невозможно, никогда, никому и ни где?, и это если не считать ещё северные надбавки, праздники, больничные или простой на работе. Как до 2014 года считали дополнительный отпуск?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии