8 812 385 52 18 Санкт-Петербург
8 800 333 82 05 Бесплатно по РФ

Декларация о воздействии на окружающую среду

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории негативного воздействия на окружающую среду, обязаны предоставлять в надзорный орган декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Декларация подается один раз в 7 лет, если не меняются технологические процессы на производстве, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников

Что включает в себя декларация

  • Основные сведения об объекте негативного воздействия, описание производственного процесса и объем производства
  • Информация о реализуемых природоохранных мероприятиях
  • Сведения об авариях и инцидентах за последние 7 лет
  • Декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых отходов
  • Информация о программе производственного экологического контроля (ПЭК)
  • Расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов
  • Сведения из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Ответственность и штрафы

За нарушение законодательства в области предоставления экологической информации предусмотрена административная ответственность

КоАП РФ, Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 3 000 ₽ до 6 000 ₽
  • на юридических лиц — от 20 000 ₽ до 80 000 ₽

Почему выбирают нас?

С 2010 года помогаем клиентам из всех регионов России
С 2010 года помогаем клиентам из всех регионов России
20 представительств позволяют оперативно выезжать на объекты, расположенные по всей стране – от Калининграда до Владивостока, и сокращать сроки проведения работ без потери времени и качества документации.
Обращаясь к нам, вы получаете гарантию качества услуг
Обращаясь к нам, вы получаете гарантию качества услуг
Мы успешно реализовали уже более 35 000 проектов, имеем большой опыт согласования с надзорными органами, тесно взаимодействуем с органами исполнительной власти, поэтому первыми узнаем об изменениях законодательства, оперативно на них реагируем и выполняем работы без ошибок.
За каждым проектом закрепляется личный  менеджер проекта
За каждым проектом закрепляется личный менеджер проекта
Заказчика ведет специалист, который помогает отвечать органам власти, присутствует на проверках и выстраивает систему менеджмента. Среди наших кейсов – более 20 000 проектов по экологическому сопровождению, поэтому мы точно знаем, как освободить клиента от лишних забот и сделать проект максимально комфортным для него.
Знаем специфику разных отраслей
Знаем специфику разных отраслей
Выполняем работы разной сложности для всех объектов бизнеса: от малого предпринимательства до крупных государственных корпораций. Работаем со всеми сферами: от строительных компаний до нефтехимических предприятий.
В нашей команде >60 специалистов с высокой квалификацией
В нашей команде >60 специалистов с высокой квалификацией
Большой штат профессионалов с опытом работы от 3 до 10 лет и более позволяет нам закреплять отдельного специалиста за каждым заказчиком и обеспечивать выполнение всех законодательных требований на вашем проекте.

«Справочник инженера-эколога» бесплатно

В «Справочнике инженера-эколога» эксперты EcoStandard group рассказали обо всех видах отчетности, правовых нормах и ответственности за нарушения. Заполните форму, и мы вышлем вам энциклопедию эколога на e-mail.

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Этапы работ

1
Заявка
Позвоните нам по номеру +7 812 385 52 18 или заполните онлайн-заявку, и наши специалисты свяжутся с вами
2
Заключение договора
После уточнения деталей мы рассчитаем стоимость и сроки выполнения работ
3
Выполнение работ
Мы разрабатываем экологическую документацию в согласованные с вами сроки
4
Согласование работ
Промежуточные результаты работ мы обязательно согласовываем с вами в электронном виде
5
Согласование проекта
Мы сами согласовываем проект в департаменте и территориальных организациях
6
Сдача работ
Вы получаете все необходимые документы

Разрешительная документация

Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации
Выписка аттестата аккредитации

Закажите декларацию

Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Памятка предпринимателю о проведении экологических проверок

Проверкой соблюдения природоохранного законодательства занимается Росприроднадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ

Согласно законодательству проверка может быть:

  • плановой (не чаще 1 раза в 3 года)
  • внеплановой (при возникновении оснований для проведения)

Причины внеплановых проверок:

  • Истечение срока исполнения ранее выданного предписания
  • В связи с мониторингом состояния законности
  • В соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
  • Поступление в природоохранные органы обращений и заявлений о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
    • нарушение прав потребителей

Какие документы проверяются в ходе экологической проверки?

Единого утвержденного перечня документов для проверки — нет

Каждое предприятие в соответствии с видом осуществляемой деятельности и видами негативного воздействия на окружающую среду самостоятельно определяет, какая экологическая документация должна быть разработана на основании требований законодательства

Специалисты Ecostandard Group обладают большим опытом работы с экологической документацией и взаимодействия с природоохранными органами. Закажите экологическое сопровождение для вашего предприятия и предоставьте подготовку документов и согласование команде профессионалов

Проекты

Экологическое проектирование

sochi.ru
лукойл
сбербанк
промсвязьбанк
роснефть
velux
альфабанк

Справочник ДВОС

Что такое декларация о плате за НВОС

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает в России выплаты за природопользование для организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве компенсации за нанесенный ущерб предприятия ежегодно вносят плату – своеобразный налог на загрязнение природных сред. Документ, подтверждающий уплату этого налога, называется декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Это обязательная форма экологической отчетности для хозяйствующих субъектов всех категорий НВОС, кроме IV категории. Платежи получает территориальный орган Росприроднадзора в том регионе, где происходит загрязнение. Сумма платы вносится на его реквизиты или на реквизиты другого природоохранного органа субъекта.

Размеры платежей определяются на основе стандартных ставок. Они закреплены в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 №255, в разделе «Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду». При расчете размера платы учитывают тип предприятия, наличие очистных установок и фильтров, соответствие нормативам НДТ и другие факторы, применяют добавочные коэффициенты.

Какие организации обязаны подавать декларацию

Платить за НВОС и подавать соответствующую декларацию обязаны все юридические лица и ИП, которые соответствуют двум критериям:

  • их деятельность негативно воздействует на природу;
  • они относятся к I–III категориям НВОС.

К факторам негативного воздействия, которые необходимо оплачивать, относятся загрязняющие выбросы из стационарных источников, сбросы в водные объекты и хранение/размещение отходов. Отдельно отметим, что в случае твердых коммунальных отходов (ТКО) плательщиком за НВОС будут не хозяйствующие субъекты, которые произвели отходы, а региональный оператор по обращению с ТКО.

Как рассчитать размер платы за НВОС

Размер экосбора рассчитывается на основе платежной базы конкретного предприятия, т.е. того, сколько (масса или объем) фактических выбросов, сбросов и отходов было образовано и размещено за отчетный период.

Природопользователи определяют свою платежную базу самостоятельно, по данным производственного экологического контроля (ПЭК). Платежная база состоит из отдельных показателей по каждому источнику выбросов и сбросов, классу опасности отходов и веществу-загрязнителю, которое входит в перечень из распоряжения Правительства от 08.07.2015 № 1316-р.

Получившиеся величины нужно умножить на ставки платы и применить к получившемуся значению коэффициент индексации 1,19 и другие релевантные коэффициенты из статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ.

Полученные значения по каждому показателю необходимо сложить, после чего из общей суммы вычесть размеры всех авансовых платежей, если таковые вносились в течение года.

Помимо авансов, из общегодовой суммы можно вычесть еще и траты за проведенные мероприятия для снижения НВОС отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу. Это мероприятия из пункта 4 статьи 17 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.

Если при внесении платы не были учтены затраты на проведенные мероприятия, излишек можно зачесть в следующие отчетные периоды, но только пока реализуется план мероприятий по охране окружающей среды (ООС) либо программа повышения экологической эффективности.

Чтобы мотивировать предприятия снижать НВОС и внедрять НДТ, к ставкам платы разработали и применяют специальные коэффициенты. Например, коэффициент для компенсации сбросов и выбросов в рамках технологических нормативов при внедренных НДТ равен нулю. Ставка за выбросы и сбросы в пределах НДВ и НДС уже будет иметь коэффициент 1, а в пределах ВРВ и ВРС – 25. Некоторые категории имеют коэффициент 100, т.е. плата за НВОС будет составлять 100 ставок. Все коэффициенты можно найти в статье 16.3 федерального закона № 7-ФЗ.

Что такое авансовые платежи

Предприятия платят за НВОС не один раз за отчетный период, а каждый квартал в течение года вносят авансовые платежи. Первый платеж необходимо внести до 20 апреля, второй – до 20 июля, третий – до 20 октября. Данное правило не распространяется на малые и средние предприятия.

Размер авансовых платежей может отличаться, предприятие само выбирает один из следующих вариантов их расчета.

  • Четверть годовой платы за НВОС за предыдущий отчетный период (сумму необходимо скорректировать с учетом пунктов 10–12.1 закона № 7-ФЗ).
  • Четверть годовой платы за НВОС, рассчитанной по объему или массе выбросов, сбросов и лимитов на размещение отходов.
  • Сумма, которая получается в результате умножения платежной базы на ставки платы за НВОС. Первая определяется исходя из данных ПЭК об объеме/массе выбросов, сбросов и размещенных отходов за предыдущий квартал отчетного периода. К ставкам платы за НВОС необходимо применить соответствующие коэффициенты из статьи 16.3 закона № 7-ФЗ.
ату подачи отчетности. Перед подачей документа нужно проверить, какие из этих способов разрешены в вашем регионе.

Сколько действует декларация

Декларацию о воздействии на окружающую среду необходимо подавать один раз в 7 лет, если не менялись:

  • технологии и производственные процессы на предприятии;
  • качественные и количественные характеристики выбросов и сбросов из стационарных источников.

В случае изменений в течение срока действия декларации (7 лет), в документ необходимо вносить корректировки и заново подавать его в госорган декларативной форме.

Как и когда актуализировать ДВОС

Актуализировать ДВОС можно и нужно в тех же ситуациях, что и при обновлении данных об объекте НВОС согласно статье 69.2 федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ. К таким ситуациям относятся:

  • смена или реорганизация юрлица на объекте НВОС;
  • любые изменения в данных ИП, эксплуатирующего объект НВОС;
  • изменения в расположении объекта НВОС;
  • изменения в технологических и производственных процессах;
  • изменения в наименованиях оборудования для обеспечения безопасности природных ресурсов (очистное оборудование, фильтры).

Актуализировать данные нужно в личном кабинете природопользователя на сайте РПН. Заменив информацию, нужно повторно отправить фор

Если декларацию не приняли

Отказать в приеме декларации могут по нескольким причинам.

  1. Декларация заполнена не полностью или неверно. Например, есть пустые графы, форма не соответствует требованиям приказа №509 или в разделах 4 и 5 указаны вещества, не значащиеся в распоряжении №1316-р.
  2. Не проставлена дата заполнения декларации.
  3. Ошибки в приложениях. Например, отсутствуют расчеты допустимых выбросов и сбросов.
  4. Несогласованность данных. Например, данные в разделах 4 и 5 не совпадают с данными из приложений.

В случае отказа необходимо оперативно внести коррективы в декларацию и подать ее повторно.

Как вернуть переплату или зачесть ее на будущее

Согласно Приказу Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334, если природопользователь по какой-либо причине оплатил большую сумму за НВОС, чем фактически необходимо, излишек можно вернуть либо оставить «на счету» предприятия, чтобы позже использовать при оплате следующих отчетных периодов. В каждом случае необходимо подать соответствующее заявление вместе с актом сверки расчетов с подписями плательщика и Росприроднадзора.

Отметим, что вернуть или засчитать переплаты можно только в том случае, если расчеты платы за НВОС у данного предприятия были верны в течение последних трех лет, и организация может это документально подтвердить. В противном случае переплату не согласуют.

Подать заявление можно как в электронном, так и в бумажном виде. Первый вариант должен быть подписан простой электронной цифровой подписью (ЭЦП), второй – вручен лично или отправлен почтой. Во втором варианте потребуется сделать опись всех вложений и оформить уведомление о получении.

На что идут средства, полученные от платежей за НВОС

Способы расходования бюджетных средств, полученных за счет оплаты НВОС, четко регламентированы законодательством. Статья 16.6 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ гласит, что государство распределяет эти средства на выявление, оценку и ликвидацию объектов накопленного вреда, а также снижения НВОС другими способами. Если объектов накопленного вреда в регионе нет, то средства могут распределить на сохранение и восстановление ОС, поддержание экологической безопасности.

Как платить и куда подавать декларацию

Плату за НВОС необходимо вносить на счет территориального управления Росприроднадзора по соответствующим реквизитам. Важно помнить, что в случае выбросов и сбросов территориальным является тот орган Росприроднадзора, в субъекте которого находится источник загрязнения, тогда как в случае с отходами платить нужно органу того субъекта, где отходы были размещены, а не образованы.

Формировать декларацию плательщик должен в своем электронном Личном кабинете юридического лица на Госуслугах. Документ нужно подписать простой ЭЦП и подать через тот же личный кабинет. Подать декларацию можно только в электронном виде!

Если территория предприятия находится одновременно в нескольких субъектах РФ, то подавать нужно несколько деклараций – отдельную в каждый субъект. Напротив, если в рамках одного субъекта РФ расположено несколько предприятий одного юридического лица, то можно объединить их в рамках одной декларации.

В какие сроки платить и подавать декларацию

Согласно статье 16 федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», крайний срок оплаты за НВОС – 1 марта года, следующего за отчетным. А для подачи декларации – 10 марта. Т.е. оплатить НВОС за 2023 год необходимо до 1 марта 2024 года, а подать декларацию – до 10 марта 2024 года.

Датой отправки декларации считается день подачи данных в личном кабинете.

Какую форму декларации использовать

Декларация имеет законодательно закрепленную форму, которая зафиксирована приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624. Ранее действовавшая форма из приказа Минприроды от 10.12.2020 № 1043 более не действительна, отчетность за 2023 год необходимо подавать с использованием новой формы.

Что необходимо приложить к декларации

При подаче декларации к ней необходимо приложить следующие документы в бумажном виде или в формате электронной скан-копии в зависимости от способа подачи.

  • Если декларация подписывается не плательщиком, а его представителем, необходимо документально подтвердить полномочия доверенного лица.
  • Если в отчетный период проводились мероприятия по снижению НВОС или по использованию или утилизации ПНГ, то к декларации необходимо приложить документы (с указанием всех реквизитов), которые подтверждают расходы на их реализацию.
  • Скан-копии договоров на размещение отходов с полигонами или другими операторами по обращению с ТКО.
  • Журналы учета движения отходов за отчетный период.

Что нужно учесть при подаче декларации

  • Если филиалы или структурные подразделения организации в одном субъекте РФ не являются самостоятельными юрлицами, необходимо подавать от них общую декларацию.
  • Напротив, если предприятие расположено в границах сразу нескольких субъектов РФ, оно обязано подавать отдельные декларации в каждый субъект.
  • Для всех объектов НВОС в декларации обязательно нужно проставлять номера и категории НВОС.
  • Если за предыдущий отчетный период суммарная плата за НВОС одного юрлица превысила 25 000 рублей, то декларация должна быть подписана ЭЦП.
  • Необходимо заполнять только те разделы, к которым имеет отношение плательщик. Например, раздел 3.1 относится только к региональным операторам и операторам, непосредственно размещающим отходы (например, полигонам); если у природопользователя нет факельных установок и выбросов при сжигании попутного газа, ему не нужно заполнять разделы 1.1. и 1.2.
  • Расчеты НДВ не должны использоваться вместо разрешительной документации.
  • Не стоит допускать ошибок в данных о разрешительной документации – например, указывать неправильный период действия.
  • Дополнительные коэффициенты должны применяться обоснованно.

Что делать, если в поданной декларации ошибка

Пункт 11 Порядка предоставления декларации о плате за НВОС разрешает природопользователям представлять уточненный вариант документа в течение трех лет после первичной подачи. Уточненная декларация позволяет исправить недостоверные или неполные сведения, а также устранить ошибки, в результате которых сумма платы была рассчитана некорректно.

Что будет, если не заплатить и не подать декларацию

…Если заплатили недостаточно или невовремя

За несвоевременную или неполную оплату за НВОС КоАП РФ (статья 8.41) предусматривает штраф в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 50 000–100 000 руб. для юридических лиц.

Помимо этого, пункт 7 статьи 16.4 федерального закона № 7-ФЗ предусматривает пени за каждый день просрочки оплаты за НВОС, в том числе авансовых платежей. Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, актуальной на день уплаты, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

…Если не подали декларацию или подали с нарушениями

Нарушением будет считаться, если природопользователь умышленно исказил, сокрыл или несвоевременно сообщил полную и достоверную информацию, которая должна содержаться в декларации. За это КоАП РФ (статья 8.5) предусматривает штрафы в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 20 000–80 000 руб. для юрлиц.

Ваш город Санкт-Петербург
Да
Выбрать другой
Выберите ваш город:
  • Астрахань
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Иркутск
  • Казань
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новосибирск
  • Омск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Челябинск
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск