Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории негативного воздействия на окружающую среду, обязаны предоставлять в надзорный орган декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
Декларация подается один раз в 7 лет, если не меняются технологические процессы на производстве, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников
Что включает в себя декларация
- Основные сведения об объекте негативного воздействия, описание производственного процесса и объем производства
- Информация о реализуемых природоохранных мероприятиях
- Сведения об авариях и инцидентах за последние 7 лет
- Декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых отходов
- Информация о программе производственного экологического контроля (ПЭК)
- Расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов
- Сведения из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
Ответственность и штрафы
За нарушение законодательства в области предоставления экологической информации предусмотрена административная ответственность
КоАП РФ, Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации влечет за собой наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 3 000 ₽ до 6 000 ₽
- на юридических лиц — от 20 000 ₽ до 80 000 ₽
Почему выбирают нас?
«Справочник инженера-эколога» бесплатно
В «Справочнике инженера-эколога» эксперты EcoStandard group рассказали обо всех видах отчетности, правовых нормах и ответственности за нарушения. Заполните форму, и мы вышлем вам энциклопедию эколога на e-mail.
Этапы работ
Разрешительная документация
Закажите декларацию
Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами
Памятка предпринимателю о проведении экологических проверок
Проверкой соблюдения природоохранного законодательства занимается Росприроднадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ
Согласно законодательству проверка может быть:
- плановой (не чаще 1 раза в 3 года)
- внеплановой (при возникновении оснований для проведения)
Причины внеплановых проверок:
- Истечение срока исполнения ранее выданного предписания
- В связи с мониторингом состояния законности
- В соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
-
Поступление в природоохранные органы обращений и заявлений о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- нарушение прав потребителей
Какие документы проверяются в ходе экологической проверки?
Единого утвержденного перечня документов для проверки — нет
Каждое предприятие в соответствии с видом осуществляемой деятельности и видами негативного воздействия на окружающую среду самостоятельно определяет, какая экологическая документация должна быть разработана на основании требований законодательства
Специалисты Ecostandard Group обладают большим опытом работы с экологической документацией и взаимодействия с природоохранными органами. Закажите экологическое сопровождение для вашего предприятия и предоставьте подготовку документов и согласование команде профессионалов
Новости
Экоконсалтинг
Справочник ДВОС
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает в России выплаты за природопользование для организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве компенсации за нанесенный ущерб предприятия ежегодно вносят плату – своеобразный налог на загрязнение природных сред. Документ, подтверждающий уплату этого налога, называется декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Это обязательная форма экологической отчетности для хозяйствующих субъектов всех категорий НВОС, кроме IV категории. Платежи получает территориальный орган Росприроднадзора в том регионе, где происходит загрязнение. Сумма платы вносится на его реквизиты или на реквизиты другого природоохранного органа субъекта.
Размеры платежей определяются на основе стандартных ставок. Они закреплены в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 №255, в разделе «Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду». При расчете размера платы учитывают тип предприятия, наличие очистных установок и фильтров, соответствие нормативам НДТ и другие факторы, применяют добавочные коэффициенты.
Платить за НВОС и подавать соответствующую декларацию обязаны все юридические лица и ИП, которые соответствуют двум критериям:
- их деятельность негативно воздействует на природу;
- они относятся к I–III категориям НВОС.
К факторам негативного воздействия, которые необходимо оплачивать, относятся загрязняющие выбросы из стационарных источников, сбросы в водные объекты и хранение/размещение отходов. Отдельно отметим, что в случае твердых коммунальных отходов (ТКО) плательщиком за НВОС будут не хозяйствующие субъекты, которые произвели отходы, а региональный оператор по обращению с ТКО.
Размер экосбора рассчитывается на основе платежной базы конкретного предприятия, т.е. того, сколько (масса или объем) фактических выбросов, сбросов и отходов было образовано и размещено за отчетный период.
Природопользователи определяют свою платежную базу самостоятельно, по данным производственного экологического контроля (ПЭК). Платежная база состоит из отдельных показателей по каждому источнику выбросов и сбросов, классу опасности отходов и веществу-загрязнителю, которое входит в перечень из распоряжения Правительства от 08.07.2015 № 1316-р.
Получившиеся величины нужно умножить на ставки платы и применить к получившемуся значению коэффициент индексации 1,19 и другие релевантные коэффициенты из статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ.
Полученные значения по каждому показателю необходимо сложить, после чего из общей суммы вычесть размеры всех авансовых платежей, если таковые вносились в течение года.
Помимо авансов, из общегодовой суммы можно вычесть еще и траты за проведенные мероприятия для снижения НВОС отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу. Это мероприятия из пункта 4 статьи 17 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.
Если при внесении платы не были учтены затраты на проведенные мероприятия, излишек можно зачесть в следующие отчетные периоды, но только пока реализуется план мероприятий по охране окружающей среды (ООС) либо программа повышения экологической эффективности.
Чтобы мотивировать предприятия снижать НВОС и внедрять НДТ, к ставкам платы разработали и применяют специальные коэффициенты. Например, коэффициент для компенсации сбросов и выбросов в рамках технологических нормативов при внедренных НДТ равен нулю. Ставка за выбросы и сбросы в пределах НДВ и НДС уже будет иметь коэффициент 1, а в пределах ВРВ и ВРС – 25. Некоторые категории имеют коэффициент 100, т.е. плата за НВОС будет составлять 100 ставок. Все коэффициенты можно найти в статье 16.3 федерального закона № 7-ФЗ.
Предприятия платят за НВОС не один раз за отчетный период, а каждый квартал в течение года вносят авансовые платежи. Первый платеж необходимо внести до 20 апреля, второй – до 20 июля, третий – до 20 октября. Данное правило не распространяется на малые и средние предприятия.
Размер авансовых платежей может отличаться, предприятие само выбирает один из следующих вариантов их расчета.
- Четверть годовой платы за НВОС за предыдущий отчетный период (сумму необходимо скорректировать с учетом пунктов 10–12.1 закона № 7-ФЗ).
- Четверть годовой платы за НВОС, рассчитанной по объему или массе выбросов, сбросов и лимитов на размещение отходов.
- Сумма, которая получается в результате умножения платежной базы на ставки платы за НВОС. Первая определяется исходя из данных ПЭК об объеме/массе выбросов, сбросов и размещенных отходов за предыдущий квартал отчетного периода. К ставкам платы за НВОС необходимо применить соответствующие коэффициенты из статьи 16.3 закона № 7-ФЗ.
Декларацию о воздействии на окружающую среду необходимо подавать один раз в 7 лет, если не менялись:
- технологии и производственные процессы на предприятии;
- качественные и количественные характеристики выбросов и сбросов из стационарных источников.
В случае изменений в течение срока действия декларации (7 лет), в документ необходимо вносить корректировки и заново подавать его в госорган декларативной форме.
Актуализировать ДВОС можно и нужно в тех же ситуациях, что и при обновлении данных об объекте НВОС согласно статье 69.2 федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ. К таким ситуациям относятся:
- смена или реорганизация юрлица на объекте НВОС;
- любые изменения в данных ИП, эксплуатирующего объект НВОС;
- изменения в расположении объекта НВОС;
- изменения в технологических и производственных процессах;
- изменения в наименованиях оборудования для обеспечения безопасности природных ресурсов (очистное оборудование, фильтры).
Актуализировать данные нужно в личном кабинете природопользователя на сайте РПН. Заменив информацию, нужно повторно отправить фор
Отказать в приеме декларации могут по нескольким причинам.
- Декларация заполнена не полностью или неверно. Например, есть пустые графы, форма не соответствует требованиям приказа №509 или в разделах 4 и 5 указаны вещества, не значащиеся в распоряжении №1316-р.
- Не проставлена дата заполнения декларации.
- Ошибки в приложениях. Например, отсутствуют расчеты допустимых выбросов и сбросов.
- Несогласованность данных. Например, данные в разделах 4 и 5 не совпадают с данными из приложений.
В случае отказа необходимо оперативно внести коррективы в декларацию и подать ее повторно.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334, если природопользователь по какой-либо причине оплатил большую сумму за НВОС, чем фактически необходимо, излишек можно вернуть либо оставить «на счету» предприятия, чтобы позже использовать при оплате следующих отчетных периодов. В каждом случае необходимо подать соответствующее заявление вместе с актом сверки расчетов с подписями плательщика и Росприроднадзора.
Отметим, что вернуть или засчитать переплаты можно только в том случае, если расчеты платы за НВОС у данного предприятия были верны в течение последних трех лет, и организация может это документально подтвердить. В противном случае переплату не согласуют.
Подать заявление можно как в электронном, так и в бумажном виде. Первый вариант должен быть подписан простой электронной цифровой подписью (ЭЦП), второй – вручен лично или отправлен почтой. Во втором варианте потребуется сделать опись всех вложений и оформить уведомление о получении.
Способы расходования бюджетных средств, полученных за счет оплаты НВОС, четко регламентированы законодательством. Статья 16.6 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ гласит, что государство распределяет эти средства на выявление, оценку и ликвидацию объектов накопленного вреда, а также снижения НВОС другими способами. Если объектов накопленного вреда в регионе нет, то средства могут распределить на сохранение и восстановление ОС, поддержание экологической безопасности.
Плату за НВОС необходимо вносить на счет территориального управления Росприроднадзора по соответствующим реквизитам. Важно помнить, что в случае выбросов и сбросов территориальным является тот орган Росприроднадзора, в субъекте которого находится источник загрязнения, тогда как в случае с отходами платить нужно органу того субъекта, где отходы были размещены, а не образованы.
Формировать декларацию плательщик должен в своем электронном Личном кабинете юридического лица на Госуслугах. Документ нужно подписать простой ЭЦП и подать через тот же личный кабинет. Подать декларацию можно только в электронном виде!
Если территория предприятия находится одновременно в нескольких субъектах РФ, то подавать нужно несколько деклараций – отдельную в каждый субъект. Напротив, если в рамках одного субъекта РФ расположено несколько предприятий одного юридического лица, то можно объединить их в рамках одной декларации.
Согласно статье 16 федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», крайний срок оплаты за НВОС – 1 марта года, следующего за отчетным. А для подачи декларации – 10 марта. Т.е. оплатить НВОС за 2023 год необходимо до 1 марта 2024 года, а подать декларацию – до 10 марта 2024 года.
Датой отправки декларации считается день подачи данных в личном кабинете.
Декларация имеет законодательно закрепленную форму, которая зафиксирована приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624. Ранее действовавшая форма из приказа Минприроды от 10.12.2020 № 1043 более не действительна, отчетность за 2023 год необходимо подавать с использованием новой формы.
Что необходимо приложить к декларации
При подаче декларации к ней необходимо приложить следующие документы в бумажном виде или в формате электронной скан-копии в зависимости от способа подачи.
- Если декларация подписывается не плательщиком, а его представителем, необходимо документально подтвердить полномочия доверенного лица.
- Если в отчетный период проводились мероприятия по снижению НВОС или по использованию или утилизации ПНГ, то к декларации необходимо приложить документы (с указанием всех реквизитов), которые подтверждают расходы на их реализацию.
- Скан-копии договоров на размещение отходов с полигонами или другими операторами по обращению с ТКО.
- Журналы учета движения отходов за отчетный период.
Что нужно учесть при подаче декларации
- Если филиалы или структурные подразделения организации в одном субъекте РФ не являются самостоятельными юрлицами, необходимо подавать от них общую декларацию.
- Напротив, если предприятие расположено в границах сразу нескольких субъектов РФ, оно обязано подавать отдельные декларации в каждый субъект.
- Для всех объектов НВОС в декларации обязательно нужно проставлять номера и категории НВОС.
- Если за предыдущий отчетный период суммарная плата за НВОС одного юрлица превысила 25 000 рублей, то декларация должна быть подписана ЭЦП.
- Необходимо заполнять только те разделы, к которым имеет отношение плательщик. Например, раздел 3.1 относится только к региональным операторам и операторам, непосредственно размещающим отходы (например, полигонам); если у природопользователя нет факельных установок и выбросов при сжигании попутного газа, ему не нужно заполнять разделы 1.1. и 1.2.
- Расчеты НДВ не должны использоваться вместо разрешительной документации.
- Не стоит допускать ошибок в данных о разрешительной документации – например, указывать неправильный период действия.
- Дополнительные коэффициенты должны применяться обоснованно.
Что делать, если в поданной декларации ошибка
Пункт 11 Порядка предоставления декларации о плате за НВОС разрешает природопользователям представлять уточненный вариант документа в течение трех лет после первичной подачи. Уточненная декларация позволяет исправить недостоверные или неполные сведения, а также устранить ошибки, в результате которых сумма платы была рассчитана некорректно.
…Если заплатили недостаточно или невовремя
За несвоевременную или неполную оплату за НВОС КоАП РФ (статья 8.41) предусматривает штраф в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 50 000–100 000 руб. для юридических лиц.
Помимо этого, пункт 7 статьи 16.4 федерального закона № 7-ФЗ предусматривает пени за каждый день просрочки оплаты за НВОС, в том числе авансовых платежей. Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, актуальной на день уплаты, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
…Если не подали декларацию или подали с нарушениями
Нарушением будет считаться, если природопользователь умышленно исказил, сокрыл или несвоевременно сообщил полную и достоверную информацию, которая должна содержаться в декларации. За это КоАП РФ (статья 8.5) предусматривает штрафы в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 20 000–80 000 руб. для юрлиц.






