8 812 385 52 18 Санкт-Петербург
8 800 333 82 05 Бесплатно по РФ

Сбросы в водный объект – нюансы раздела ПЭК

12.05.2023
6219
4 минуты
Содержание
    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя департамента экологического проектирования и консалтинга

    Рассказываем, какие подводные камни нужно учесть при составлении «водного раздела» программы.

    Приказом Минприроды №51 от 31.01.2022 была введена в действие новая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование. Этот документ обязано получить в Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсах) любое предприятие, у которого есть сбросы в водный объект.

    Приказ №51 упразднил программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной как отдельный документ, необходимый для получения решения. Тем самым был пополнен список ранее отмененных видов экологической документации в сфере водопользования. Напомним, что еще в 2009 году с упразднением приказа Минприроды №205 отпала необходимость утверждать схемы систем водоотведения и водопотребления, а также программу оценки качества сточных вод, включая дренажные.

    Многие ждали, что эти документы вернутся в обиход с приказом №903 от 2020 года, но этого не произошло. По сути, эти три документа до февраля 2022 года нигде не требовались.

    Приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 года №109 были введены новые требования к составу программы производственного экологического контроля (ПЭК). По этим требованиям в разделе, который посвящен инвентаризации сбросов, помимо прочего, должны быть:

    • схемы систем водоотведения и водопотребления;
    • программа оценки качества сточных вод, включая дренажные;
    • программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (далее – программа наблюдений).

    Программы из пунктов 2 и 3 должны включать:

    • Список веществ и показателей, которые планируется определять. Он должен согласоваться с нормативами допустимого сброса (НДС) и временными разрешенными сбросами (ВРС);
    • График или частота отбора и анализа проб.
    • Места их отбора.
    • Использованные аттестованные методики.
    • Мониторинг качества поверхностных вод в фоновом и контрольном створах (только для программы наблюдений).

    Получается, что в составе обновленной программы ПЭК в обиход вернулись все три вышеупомянутые документа. Ранее они существовали как отдельные проекты и согласовывались в Росводресурсах.

    Относительно программы наблюдений есть и официальные разъяснения Минприроды РФ (письмо от 29.11.2022 г. №ВН-02-28/11862). В них прописано, что этот документ в отдельном виде более не требуется и теперь входит в состав программы ПЭК.

    Говоря о документах в рамках водопользования, нельзя не упомянуть о сложностях с контрольным створом. Контрольный створ – это место наиболее полного перемешивания сбрасываемой загрязненной воды с водой источника, куда происходит сброс. До 2020 года, согласно программе наблюдений, точка контрольного створа устанавливалась по умолчанию на расстоянии 500 м ниже места сброса. По необходимости можно было указать и меньшее расстояние.

    Приказ Минприроды от 29.12.2020 года №1118 утвердил методику разработки НДС загрязняющих веществ в водные объекты (далее – Методику). В ней прописали требование к водопользователю самостоятельно рассчитывать контрольный створ в соответствии с формулой 23.4 из этой Методики. Контрольный створ должен находиться в поперечном сечении потока воды в струе с максимальным содержанием вредных веществ.

    Обычно точка контрольного створа рассчитывается по методике №1118 и фиксируется в рамках проекта НДС. Однако организации, которые не обязаны рассчитывать НДС – например, объекты II категории НВОС, не работающие с веществами 1–2 классов опасности – будут вынуждены указывать место контрольного створа в программе ПЭК, как единственно подходящем для этих целей документе.

    Сложность заключается в том, что на практике рассчитать контрольный створ стало практически невозможно. В ближайшее время мы выпустим статью, в которой подробно расскажем об этой проблеме и предложим возможные пути решения.

    12.05.2023
    6219
    4 минуты
    Вернуться к списку

    Комментарии

    Есть что добавить?

    Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
    персональных данных и соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Читайте также

    Все про паспорта опасных отходов
    От чего зависит класс опасности отхода, кто, когда и как должен разрабатывать паспорта, надо ли их согласовывать в Росприроднадзоре – и другие вопросы по теме
    14.05.2024
    17667
    Экологический аудит: задачи и преимущества
    Не всегда штатный эколог в силах самостоятельно оценить все аспекты деятельности и специфику своего предприятия. Чтобы оптимизировать производственные процессы и затраты, проводят экологический аудит. Рассказываем о преимуществах такого решения.
    19.01.2024
    14213
    Как обращаться с медицинскими отходами и отчитываться по ним
    Напоминаем, какие отходы считаются медицинскими, какие НПА регулируют обращение с ними и как отчитываться по форме № 2-Медотходы, а также разбираем спорные моменты на примерах из практики
    03.10.2023
    8740
    Ваш город Санкт-Петербург
    Да
    Выбрать другой
    Выберите ваш город:
    • Астрахань
    • Брянск
    • Владивосток
    • Волгоград
    • Воронеж
    • Екатеринбург
    • Иркутск
    • Казань
    • Кемерово
    • Краснодар
    • Красноярск
    • Курган
    • Магнитогорск
    • Майкоп
    • Миасс
    • Москва
    • Мурманск
    • Нижневартовск
    • Нижний Новгород
    • Нижний Тагил
    • Новосибирск
    • Омск
    • Пермь
    • Ростов-на-Дону
    • Рязань
    • Самара
    • Санкт-Петербург
    • Саратов
    • Севастополь
    • Сочи
    • Ставрополь
    • Сургут
    • Сыктывкар
    • Тверь
    • Тольятти
    • Томск
    • Тюмень
    • Уфа
    • Хабаровск
    • Ханты-Мансийск
    • Челябинск
    • Элиста
    • Южно-Сахалинск